Иструть. Воскресенский единоверческий Монастырь

Иструть. Воскресенский единоверческий Монастырь

Святое место в уральской глуши

 06/17/2014

Центром единоверия на Урале был Воскресенский монастырь

  Один знакомый рассказывал, что в детстве бабушка, придерживающаяся старой веры, наказывала ему: - Если случится с тобой какая-нибудь беда, иди в Иструть, там обязательно помогут… Непривычное «Иструть» врезалось в детскую память, для мальчика оно казалось чем-то вроде волшебного слова из сказки, а вот что оно означало, он так и не знал. Бабка давно умерла. Объяснить ее наказ было некому. Спустя многие годы, когда технический прогресс шагнул далеко вперед, и появился Интернет, внук набрал в поисковике таинственное слово «Иструть». Компьютер выдал ответ на запрос: Воскресенский единоверческий мужской монастырь в Саткинском районе.

Шаг к преодолению раскола

В словаре Брокгауза и Ефрона мы читаем, что единоверие – это вид воссоединения русских старообрядцев-раскольников с православной церковью. За старообрядцами сохраняется право совершать богослужения и таинства по старопечатным, дониконовским книгам и по своим обрядам под условием подчинения , в иерархическом отношении, православной церкви и принятия ими священнослужителей от православных архиереев. Другими словами, введение единоверия в 1800 году было шагом к преодолению раскола русского народа после церковных реформ патриарха Никона. В Кусинском районе было два единоверческих храма – святого Александра Невского в селе Александровка и Святителя Николая в Кусе. К сожалению, обе церкви были разрушены во времена советской власти. А центром единоверия на Урале стал Воскресенский единоверческий мужской монастырь, построенный в 1849 году на землях, принадлежащих Кусинскому заводу. Сейчас это территория Саткинского района.

Монастырь за болотами

Основателем единоверческого монастыря стал уроженец села Ярославка Дуванского района Василий Гордеев. В возрасте 37 лет Василий вместе с супругой принял постриг и стал монахом, а позже перешел из старообрядчества беглопоповского толка в единоверие. При постриге ему дали имя Власий. Монах построил на реке Юрюзань два скита – мужской и женский, а затем обратился в Уфимскую консисторию с предложением основать единоверческий монастырь. В консистории одобрили идею Власия, подтвердили его духовное звание и нарекли Иоанном. Девять лет искал Иоанн место под будущий монастырь. Ему предлагали сначала село Ельдяк в Бирском уезде, затем в Забайкалье. Иоанн даже побывал в Сибири, но из-за холодного климата отказался строить там обитель. В итоге подходящее место было найдено на землях казенного Кусинского завода, на горе, под которой среди болотистых берегов течет речка Иструть.
 В 1849 году Указом Священного Синода был учрежден Златоустовский Воскресенский единоверческий мужской православно-старообрядческий монастырь. 12 июня того же года девять монахов во главе с отцом Иоанном прибыли на место будущего монастыря и приступили к строительству. Возвели деревянный храм, построили кельи. Средств не хватало, обитель бедствовала, и летом 1850 года настоятель, взяв с собой ученика, отправился собирать милостыню на строительство монастыря. Из-за бедности отец Иоанн смог только для себя взять билет в каюту третьего класса на пароход от Перми до Казани. Сопровождавшие его ученик и послушник были вынуждены наняться бурлаками и так добираться до Казани. Побывали они в Казани, Нижнем Новгороде, Москве.
Расцвет обители Понемногу монастырь обустраивался. Монахи построили две церкви – деревянную и каменную. В монастыре хранились старообрядческие святыни – древняя икона Спаса Нерукотворного, икона святой Анны Кашинской с частицей ее мощей, была икона, перед которой чудесным образом загоралась лампада или свеча, старинные книги, по которым велись службы. Во время праздников в монастырь приходило много единоверцев с окрестных деревень, проводились крестные ходы. Монастырь занимался благотворительностью: в нем находили приют старики-единоверцы, принимали на воспитание мальчиков-сирот, которых обучали грамоте, древнерусскому православному пению (по крюкам), уставному богослужению по старому чину. В годы Первой мировой войны в монастыре находился лазарет, жили мальчики из семей фронтовиков и беженцев. Во время строительства Самаро-Златоустовской железной дороги для удобства монахов и паломников была устроена платформа Единовер, между станциями Бердяуш и Сулея.

Трудные времена

В 1924 году советская власть экспроприировала земли монастыря и он был закрыт. В начале 1930-х годов в монастыре разместили пионерский лагерь, а в 1935 году был открыт дом для душевнобольных. После Великой Отечественной войны здесь нашли приют спецпереселенцы, в основном немцы и поляки, переселенные с западных территорий страны, а в 1955 году помещения монастыря вновь отдали психоневрологической больнице

 Как феникс из пепла

В начале 1990-х годов началось возрождение монастыря, а в декабре 1991 года он был передан Русской православной церкви. Сегодня работами по восстановлению монастыря руководит настоятель Бердяушского храма Святителя Николая отец Сергий — замечательный человек добрейшей души. Он рассказал нам, как сейчас живет монастырь, какие трудности приходится преодолевать и поделился старинным рецептом монастырского хлеба на хмелевой закваске. Отец Сергий угостил нас просфорами, испеченными по этому рецепту. Вкус у них, действительно, необыкновенный! А рецепт хлеба на хмелевой закваске отец Сергий благословил напечатать для наших читателей.

Марина ПЕНТЮХОВА,

  • 15.03.2015
Возврат к списку
array(12) { ["ID"]=> string(3) "549" ["IBLOCK_ID"]=> string(1) "1" ["NAME"]=> string(47) "Иструть. Воскресенский единоверческий Монастырь" ["IBLOCK_SECTION_ID"]=> NULL ["IBLOCK"]=> array(88) { ["ID"]=> string(1) "1" ["~ID"]=> string(1) "1" ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "17.02.2014 15:27:07" ["~TIMESTAMP_X"]=> string(19) "17.02.2014 15:27:07" ["IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(15) "boxsol_business" ["~IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(15) "boxsol_business" ["LID"]=> string(2) "s1" ["~LID"]=> string(2) "s1" ["CODE"]=> string(18) "boxsol_articles_s1" ["~CODE"]=> string(18) "boxsol_articles_s1" ["NAME"]=> string(11) "[s1] Статьи" ["~NAME"]=> string(11) "[s1] Статьи" ["ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["~ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["SORT"]=> string(3) "500" ["~SORT"]=> string(3) "500" ["LIST_PAGE_URL"]=> string(10) "/articles/" ["~LIST_PAGE_URL"]=> string(10) "/articles/" ["DETAIL_PAGE_URL"]=> string(33) "#SITE_DIR#/articles/#ELEMENT_ID#/" ["~DETAIL_PAGE_URL"]=> string(33) "#SITE_DIR#/articles/#ELEMENT_ID#/" ["SECTION_PAGE_URL"]=> NULL ["~SECTION_PAGE_URL"]=> NULL ["PICTURE"]=> NULL ["~PICTURE"]=> NULL ["DESCRIPTION"]=> string(0) "" ["~DESCRIPTION"]=> NULL ["DESCRIPTION_TYPE"]=> string(4) "text" ["~DESCRIPTION_TYPE"]=> string(4) "text" ["RSS_TTL"]=> string(2) "24" ["~RSS_TTL"]=> string(2) "24" ["RSS_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["~RSS_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["RSS_FILE_ACTIVE"]=> string(1) "N" ["~RSS_FILE_ACTIVE"]=> string(1) "N" ["RSS_FILE_LIMIT"]=> NULL ["~RSS_FILE_LIMIT"]=> NULL ["RSS_FILE_DAYS"]=> NULL ["~RSS_FILE_DAYS"]=> NULL ["RSS_YANDEX_ACTIVE"]=> string(1) "N" ["~RSS_YANDEX_ACTIVE"]=> string(1) "N" ["XML_ID"]=> string(18) "boxsol_articles_s1" ["~XML_ID"]=> string(18) "boxsol_articles_s1" ["TMP_ID"]=> string(32) "c4ad9947de189b0964699c2b1185bfa1" ["~TMP_ID"]=> string(32) "c4ad9947de189b0964699c2b1185bfa1" ["INDEX_ELEMENT"]=> string(1) "Y" ["~INDEX_ELEMENT"]=> string(1) "Y" ["INDEX_SECTION"]=> string(1) "N" ["~INDEX_SECTION"]=> string(1) "N" ["WORKFLOW"]=> string(1) "N" ["~WORKFLOW"]=> string(1) "N" ["BIZPROC"]=> string(1) "N" ["~BIZPROC"]=> string(1) "N" ["SECTION_CHOOSER"]=> string(1) "L" ["~SECTION_CHOOSER"]=> string(1) "L" ["LIST_MODE"]=> NULL ["~LIST_MODE"]=> NULL ["RIGHTS_MODE"]=> string(1) "S" ["~RIGHTS_MODE"]=> string(1) "S" ["SECTION_PROPERTY"]=> NULL ["~SECTION_PROPERTY"]=> NULL ["VERSION"]=> string(1) "1" ["~VERSION"]=> string(1) "1" ["LAST_CONV_ELEMENT"]=> string(1) "0" ["~LAST_CONV_ELEMENT"]=> string(1) "0" ["SOCNET_GROUP_ID"]=> NULL ["~SOCNET_GROUP_ID"]=> NULL ["EDIT_FILE_BEFORE"]=> NULL ["~EDIT_FILE_BEFORE"]=> NULL ["EDIT_FILE_AFTER"]=> NULL ["~EDIT_FILE_AFTER"]=> NULL ["SECTIONS_NAME"]=> string(7) "Разделы" ["~SECTIONS_NAME"]=> string(7) "Разделы" ["SECTION_NAME"]=> string(6) "Раздел" ["~SECTION_NAME"]=> string(6) "Раздел" ["ELEMENTS_NAME"]=> string(8) "Элементы" ["~ELEMENTS_NAME"]=> string(8) "Элементы" ["ELEMENT_NAME"]=> string(7) "Элемент" ["~ELEMENT_NAME"]=> string(7) "Элемент" ["PROPERTY_INDEX"]=> NULL ["~PROPERTY_INDEX"]=> NULL ["CANONICAL_PAGE_URL"]=> NULL ["~CANONICAL_PAGE_URL"]=> NULL ["EXTERNAL_ID"]=> string(18) "boxsol_articles_s1" ["~EXTERNAL_ID"]=> string(18) "boxsol_articles_s1" ["LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["~LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["SERVER_NAME"]=> string(17) "turbaza-porogi.ru" ["~SERVER_NAME"]=> string(17) "turbaza-porogi.ru" } ["LIST_PAGE_URL"]=> string(10) "/articles/" ["~LIST_PAGE_URL"]=> string(10) "/articles/" ["SECTION_URL"]=> string(0) "" ["SECTION"]=> array(1) { ["PATH"]=> array(0) { } } ["IPROPERTY_VALUES"]=> array(2) { ["ELEMENT_META_TITLE"]=> string(68) "Иструть. Воскресенский единоверческий Монастырь | База отдыха Пороги" ["ELEMENT_META_DESCRIPTION"]=> string(199) "Иструть. Воскресенский единоверческий Монастырь. База отдыха в Порогах и дома у горы Иремель: туры выходного дня и многодневные туры по Уралу круглый год. Наш телефон в Челябинске: +7 (351) 750-27-09" } ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "31.05.2018 15:21:47" ["META_TAGS"]=> array(4) { ["TITLE"]=> string(47) "Иструть. Воскресенский единоверческий Монастырь" ["BROWSER_TITLE"]=> string(68) "Иструть. Воскресенский единоверческий Монастырь | База отдыха Пороги" ["KEYWORDS"]=> string(0) "" ["DESCRIPTION"]=> string(199) "Иструть. Воскресенский единоверческий Монастырь. База отдыха в Порогах и дома у горы Иремель: туры выходного дня и многодневные туры по Уралу круглый год. Наш телефон в Челябинске: +7 (351) 750-27-09" } }