Статьи

Иструть. Воскресенский единоверческий Монастырь

Святое место в уральской глуши

 06/17/2014

Центром единоверия на Урале был Воскресенский монастырь

  Один знакомый рассказывал, что в детстве бабушка, придерживающаяся старой веры, наказывала ему: - Если случится с тобой какая-нибудь беда, иди в Иструть, там обязательно помогут… Непривычное «Иструть» врезалось в детскую память, для мальчика оно казалось чем-то вроде волшебного слова из сказки, а вот что оно означало, он так и не знал. Бабка давно умерла. Объяснить ее наказ было некому. Спустя многие годы, когда технический прогресс шагнул далеко вперед, и появился Интернет, внук набрал в поисковике таинственное слово «Иструть». Компьютер выдал ответ на запрос: Воскресенский единоверческий мужской монастырь в Саткинском районе.

Шаг к преодолению раскола

В словаре Брокгауза и Ефрона мы читаем, что единоверие – это вид воссоединения русских старообрядцев-раскольников с православной церковью. За старообрядцами сохраняется право совершать богослужения и таинства по старопечатным, дониконовским книгам и по своим обрядам под условием подчинения , в иерархическом отношении, православной церкви и принятия ими священнослужителей от православных архиереев. Другими словами, введение единоверия в 1800 году было шагом к преодолению раскола русского народа после церковных реформ патриарха Никона. В Кусинском районе было два единоверческих храма – святого Александра Невского в селе Александровка и Святителя Николая в Кусе. К сожалению, обе церкви были разрушены во времена советской власти. А центром единоверия на Урале стал Воскресенский единоверческий мужской монастырь, построенный в 1849 году на землях, принадлежащих Кусинскому заводу. Сейчас это территория Саткинского района.

Монастырь за болотами

Основателем единоверческого монастыря стал уроженец села Ярославка Дуванского района Василий Гордеев. В возрасте 37 лет Василий вместе с супругой принял постриг и стал монахом, а позже перешел из старообрядчества беглопоповского толка в единоверие. При постриге ему дали имя Власий. Монах построил на реке Юрюзань два скита – мужской и женский, а затем обратился в Уфимскую консисторию с предложением основать единоверческий монастырь. В консистории одобрили идею Власия, подтвердили его духовное звание и нарекли Иоанном. Девять лет искал Иоанн место под будущий монастырь. Ему предлагали сначала село Ельдяк в Бирском уезде, затем в Забайкалье. Иоанн даже побывал в Сибири, но из-за холодного климата отказался строить там обитель. В итоге подходящее место было найдено на землях казенного Кусинского завода, на горе, под которой среди болотистых берегов течет речка Иструть.
 В 1849 году Указом Священного Синода был учрежден Златоустовский Воскресенский единоверческий мужской православно-старообрядческий монастырь. 12 июня того же года девять монахов во главе с отцом Иоанном прибыли на место будущего монастыря и приступили к строительству. Возвели деревянный храм, построили кельи. Средств не хватало, обитель бедствовала, и летом 1850 года настоятель, взяв с собой ученика, отправился собирать милостыню на строительство монастыря. Из-за бедности отец Иоанн смог только для себя взять билет в каюту третьего класса на пароход от Перми до Казани. Сопровождавшие его ученик и послушник были вынуждены наняться бурлаками и так добираться до Казани. Побывали они в Казани, Нижнем Новгороде, Москве.
Расцвет обители Понемногу монастырь обустраивался. Монахи построили две церкви – деревянную и каменную. В монастыре хранились старообрядческие святыни – древняя икона Спаса Нерукотворного, икона святой Анны Кашинской с частицей ее мощей, была икона, перед которой чудесным образом загоралась лампада или свеча, старинные книги, по которым велись службы. Во время праздников в монастырь приходило много единоверцев с окрестных деревень, проводились крестные ходы. Монастырь занимался благотворительностью: в нем находили приют старики-единоверцы, принимали на воспитание мальчиков-сирот, которых обучали грамоте, древнерусскому православному пению (по крюкам), уставному богослужению по старому чину. В годы Первой мировой войны в монастыре находился лазарет, жили мальчики из семей фронтовиков и беженцев. Во время строительства Самаро-Златоустовской железной дороги для удобства монахов и паломников была устроена платформа Единовер, между станциями Бердяуш и Сулея.

Трудные времена

В 1924 году советская власть экспроприировала земли монастыря и он был закрыт. В начале 1930-х годов в монастыре разместили пионерский лагерь, а в 1935 году был открыт дом для душевнобольных. После Великой Отечественной войны здесь нашли приют спецпереселенцы, в основном немцы и поляки, переселенные с западных территорий страны, а в 1955 году помещения монастыря вновь отдали психоневрологической больнице

 Как феникс из пепла

В начале 1990-х годов началось возрождение монастыря, а в декабре 1991 года он был передан Русской православной церкви. Сегодня работами по восстановлению монастыря руководит настоятель Бердяушского храма Святителя Николая отец Сергий — замечательный человек добрейшей души. Он рассказал нам, как сейчас живет монастырь, какие трудности приходится преодолевать и поделился старинным рецептом монастырского хлеба на хмелевой закваске. Отец Сергий угостил нас просфорами, испеченными по этому рецепту. Вкус у них, действительно, необыкновенный! А рецепт хлеба на хмелевой закваске отец Сергий благословил напечатать для наших читателей.

Марина ПЕНТЮХОВА,

  • 15.03.2015
Возврат к списку